Нетрадиционно – это оригинально!
1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования, что сделало необходимым разработку и утверждение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, вступившего в силу 1 января 2014г.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большее внимание уделяется работе с родителями. Родителям предлагается роль активного участника образовательного процесса, а не просто стороннего наблюдателя.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, т.е. учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также должна повышать культуру педагогической грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
И воспитатели, и родители стремятся помочь каждому ребёнку приобрести за время его пребывания в детском саду все необходимые личностные качества. Но все-таки первой ступенью на пути ребёнка в жизнь остается семья.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. Через поведенческие проблемы, особенности детских взаимоотношений видны взрослые – их отношение, их позиция, их взгляд на мир, их поведенческие стереотипы.
Как вариант активного взаимодействия воспитателей и родителей можно рассмотреть родительское собрание, направленное на знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования. Целью, которого является познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования, научить методам и приёмам работы. Побудить в дальнейшем, использовать нетрадиционные техники рисования совместно с детьми.
Родительское собрание
Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник в рисовании.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Как вы понимаете слово «нетрадиционно»? (Ответы)
Нетрадиционно - Не основываясь на традиции.
Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.
Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.
Скажите, пожалуйста, а что, по-вашему, подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? (ОТВЕТЫ)
Нетрадиционное рисование – Искусство изображать, не основываясь на традиции.
Чем отличаются нетрадиционные техники от традиционных? Традиционное или классическое рисование предполагает использование карандашей, красок и в качестве носителей - бумаги и ткани. В нетрадиционном рисовании можно использовать всё - овощи, фрукты, чернила, сок, пальцы, ладони, макароны, крупы.… В качестве носителей - фактурированную, гофрированную, промокательную и прочую бумагу, обои, ткани и многое, многое другое.
Техники рисования:
- рисование пальчиками,
- рисование ладошкой,
- оттиск пробкой,
- оттиск печатками из картофеля,
- обрывание бумаги,
- скатывание бумаги,
- оттиск поролоном,
- оттиск пенопластом и др.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (В.А.Сухомлинский выдающийся советский педагог - новатор.)
Актуальность выбранной мною темы связана с тем, что:
Школьное обучение требует достаточно богатого воображения, которое необходимо для усвоения детьми новых знаний, и современному обществу нужны творческие, активные личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Зачем нужны нетрадиционные техники рисования?
- Они способствуют снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
В детском саду нетрадиционные техники рисования используются наряду с традиционными. В семье возможности использования нетрадиционных техник значительно выше:
- вы не скованные регламентом, программой и планом;
- можете пойти на поводу у обстоятельств или настроения, не ограничены в возможностях;
- можете соучаствовать и сотворить в качестве партнёра и соавтора, а не только советника и учителя, тем самым, повышая возможности развития творческих способностей, познавательных процессов, нестандартности решений, общительности.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из нетрадиционных техник рисования. С раннего возраста можно научить ребёнка рисовать пальцами и ладонями. Пальцами можно рисовать ягоды, цветочки, просто прижимая кончик определённого пальца к бумаге. Можно рисовать рожицы, домики, используя палец в качестве мелка, водя им по бумаге. Малышу нужно активно помогать: макать его палец в краску, аккуратно прикасаться к бумаге или проводить по ней. Когда ребенок освоит это, можно научить использовать все подушечку пальца или пальцы обеих рук.
Советы родителям:
- материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
- знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;
- не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием; хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!
Спасибо за внимание!
Совместная деятельность родителей и педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов, проявляют большую инициативу особенно там, где видят интерес и активность своих родителей. Кроме этого ребенок, наблюдая, тесное общение педагога с его родителями чувствует эмоциональный подъем, воспитатель становится ему ближе, роднее и в результате с большим удовольствием идет в детский сад. Что в свою очередь формирует положительное отношение родителей к ДОУ и положительную оценку его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада приносит хорошие плоды. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение и их участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это в первую очередь необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Н.А.Шостак, воспитатель, МДОУ детский сад №9 г.Касли |