Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с использованием мультимедийного проектора
«Путешествие по Африке» в старшей группе.
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.
Задачи.
Образовательные:
1. Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
2. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли),.
3. Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.
4. Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и хищных животных (лев, гепард) Африки.
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Закрепить значение сложного слова (носорог).
3. Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации объясняя свой выбор.
4. Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
2. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Материал:
Глобус или географическая карта «Животный и растительный мир», наглядное пособие «Животные жарких стран».
Предварительная работа:
- рассматривание карты мира, глобуса, карты Африки, чтение книг: «Айболит», «Бармалей» К. Чуковского;
- заучивание наизусть стихотворений С. Маршака «Слон», «Жираф», «Верблюд».
Ход занятия.
Воспитатель.
-Ребята, скажите какое время года сейчас? (ответы детей)
- Да, за окном мороз, холод, снег, но есть такое место в мире, где сейчас лето. И мы сегодня познакомимся с таким удивительным местом.
Загадка:
Самый теплый материк
Живописен и велик.
Тут живет среди саванн
Много львов и обезьян.
Дети: Африка.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по Африке. Давайте подойдем к карте (глобусу) и посмотрим, где же находится Африка?
Дети подходят к карте, педагог показывает местонахождение Африки.
Берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан.
Африка-это второй по площади материк после Евразии. В Африке проживает около 1 миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества, именно здесь нашли самые древние останки наших предков. Африка – самый жаркий материк планеты.
А как, мы с вами доберёмся до Африки? (ответы детей)
Воспитатель и детьми имитируют путешествие на лодке под шум океана.
- Ребята, я вижу самое большое морское животное. Кто же это? (дети называют – синий кит). А вот мимо проплывает самая хищная рыба. Как она называется?
- Вот мы и добрались до Африки. Выходите из корабля.
Воспитатель: Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?
Дети: пустыня.
А что вы знаете про пустыню?
Что это такое? (ответы детей).
Что есть в пустыне?
Песок и он очень-очень горячий. Если в песок зарыть яйцо, то оно сварится. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
В пустыне практически не растут деревья и цветы, но там растут верблюжьи колючки. У них длинные-предлинные корни, которыми они пытаются достать до воды под землей. На севере Африки расположена самая большая на земле пустыня - Сахара, а на юге - Калахари (показ на карте).
Воспитатель. Ребята, кто может жить в пустыне?
Дети: Верблюд.
Чем известей верблюд?
Дети: горбами.
Вы знаете, что у него в горбах? Жир – он им питается, когда долго ходит по пустыне. Верблюд может не пить две недели и не есть почти месяц!
А вы можете не пить две недели и не есть почти месяц?
Нет, люди не могут так долго не пить, не есть, тем более в пустыне.
Воспитатель:
Ребята, как называют люди верблюда? (кораблем пустыни).
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля).
- А верблюд – это домашнее или дикое животное? (дети отвечают)
Для чего людям верблюды нужны?
- Караваны верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей.
Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды, их еще называют… дромадеры.
Воспитатель: Дети, а кто может вспомнить стих про верблюда?
Дети рассказывают стихотворение «Верблюд» С. Маршака.
Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра Алиса.
Только два таких ведра!
Воспитатель: В пустыне обитают и другие животные: черепаха, сурикат, тарантул, черная кобра, рогатая гадюка, скорпион, варан.
Воспитатель: Нам пора отправляться дальше.
Скороговорка:
У верблюда – верблюжонок, у черепахи - черепашонок.
-Дальше наш путь лежит через африканский луг - саванну.
(сл.1)Презентация «Саванна».
- Чем покрыта земля в саванне? (травой).
Она здесь всегда густая: (сл.2) желтая сухая, когда нет дождя и
(сл.3) зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются?
Это баобабы. (сл.4)
Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.
Понаблюдаем за обитателями саванны.
(сл.5) Вот, например, лев
Вы знаете, как его называют?
Дети: Царь зверей.
Воспитатель: правильно. Лев относится к семейству кошачьих и является вторым по величине после тигра из ныне живущих кошек.
(сл.6) У льва самая густая грива из всех животных. Вы знаете какое-нибудь животное с такой же красивой густой гривой, как у льва?
А шерсть на теле короткая, лишь на конце хвоста есть кисточка длинных волос.
А вы можете мне показать, как рычит лев? (сл.7)
Ребята, а что кушает лев?
В Африке главной добычей льва является антилопа гну и зебра, ведь лев - очень хищное животное.
Лев – дикое или домашнее животное?
Воспитатель продолжает рассказ. (сл.8) А вот это Гепард – самое быстрое животное на земле, оно может бегать также быстро, как едет машина 100 км/ч. А вы умеете так же быстро бегать? (сл.9)
Воспитатель: Ну-ка ребята, покажите.
Дети быстро имитируют бег на месте под быструю музыку. Воспитатель хвалит детей, они садятся, занятие продолжается.
Воспитатель: Ребята, назовите мне самое большое животное в мире.
(сл.10) Слон – самое большое животное на земле. У слона большие толстые ноги, похожие на колонны, уши, похожие на лопухи, большие и острые бивни.
А что еще есть у слона?
Дети: хобот.
(сл.11) Зачем слону хобот? (ответы детей) С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи может перенести довольно толстое дерево.
Хоботом слон может пользоваться как рукой, и поднимать разные предметы, в том числе класть пищу в рот.
Ребята, чем питаются слоны?
А питаются слоны листьями, ветвями, корой и корнями деревьев и кустарников. Дети, а кто может рассказать стих про слона?
Дети рассказывают стихотворение С. Маршака «Слон»
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал:- Нужны пошире, Аня Путкина.
И не две, а все четыре.
Загадка:
Африканские коняшки одеваются в тельняшки… Что же это за коняшки? (ответы детей)
(сл. 12)Конечно, это зебры. Зебры травоядные или хищные животные?
Воспитатель: Назовите самое высокое животное на планете.
(сл.13) Жираф. У жирафа очень длинная шея, а на голове у него два обтянутых шерстью рожка. Жирафы умеют быстро бегать, но, как правило, они ходят не спеша. Питаются жирафы листьями деревьев.
Воспитатель: Дети, а кто знает стих про жирафа?
Дети рассказывают стих «Жираф» С. Маршака.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста
Но тому, кто так высок, Мила, Костя Журов.
Нелегко сорвать цветок!
Загадка:
«И петь не поет и летать не летает»… Кто же это?
(сл.14) В Африке живет самая крупная птица в мире.
Это страус.
Воспитатель:
Спросите меня дети.
«За что же народ его птицей считает?»
(сл.15) У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца.
Воспитатель: (сл.16) В саванне есть небольшие озера. Это… водопой. Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться.
Физкультминутка «Мартышки».
Мы – веселые детишки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску,
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Воспитатель: Ребята, на кого мы с вами стали похожи?
(сл.17) Дети: обезьянки.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что любят кушать обезьяны?
Дети: Бананы.
Воспитатель: (сл.18) Правильно. Обезьяны любят бананы, а также они питаются насекомыми, птичьими яйцами, семенами, листьями деревьев и травой. Обезьянам нравится лазать по деревьям, и они там могут даже спать.
(сл.19) А если мы встретили обезьян, значит мы в тропическом лесу.
Как он называется? (джунгли). Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, лианы, папоротники. (сл.20) Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много.
Воспитатель:
Ребята, а кто ещё кроме животных живёт в Африке? (Африканцы)
Чем они отличаются от нас, Россиян? (Цветом кожи)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорили только о некоторых животных Африки, а там живет еще много-много разных интересных зверей, но о них мы поговорим в следующий раз.
Сюрпризный момент:
(сл.21) - грустные дети.
(Приходит письмо и посылка из Африки от африканских жителей).
«Животные из Африканских пустынь, саванн, джунглей перепутали свои дома. Африканские дети просят помочь детей из России. В благодарность шлют гостинец (бананы)».
(сл.22) – весёлые дети.
В конце занятия воспитатель хвалит детей, и угощаются бананами.
(сл.23) – материк Африка.