МДОУ детский сад №9г.Касли

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 29.04.2024, 07:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад?

Этот вопрос волнует многих родителей, но, к сожалению, его задают большей частью слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с трудностями адаптации (привыкания) или когда до первого посещения ребенком яслей, детского сада остается совсем мало времени.

Между тем, если не готовить к этому важному в его жизни событию заранее, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятными, а порой и тяжелыми переживаниями. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

К поступлению в дошкольное учреждение ребенка готовят с первого года жизни.

Главная забота родителей и работников дошкольных учреждений, чтобы ребенок, посещая сад, не болел. В  дошкольных учреждениях организуются  беседы с родителями о том, что такое адаптация к дошкольному учреждению? Почему одни дети привыкают к новым условиям более легко, чем другие? Зачем надо готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение? Что следует делать дома, чтобы ребенок не болел после поступления в ясли или детский сад? Почему нельзя отставлять ребенка в первый день его поступления на целый день?

Дело в том, что поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями для ребенка. Ведь с приходом в дошкольное учреждение он попадает из знакомой и обычной для него семейной среды в новую - детский коллектив, незнакомые взрослые, новая обстановка и предметы в ней.

Условия детских дошкольных учреждений специфичны. Во-первых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников оказывает определенное воздействие на нервную систему новичка и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей. Увеличивается возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье). Во-вторых, в дошкольном учреждении неизбежны некоторые педагогические стандарты в подходах к детям, что несколько сковывает индивидуальность ребенка. При неправильных воспитательных воздействиях это может привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Новые социальные условия требуют соответствующих им форм поведения, которых у ребенка пока еще нет. Он должен приспособиться, или, как говорят, адаптироваться, к иным условиям, выработать новые для себя формы поведения. Задача не из легких для малыша. У него наступает состояние страха, возникает психическая напряженность, что при недостаточно благоприятных условиях, неправильных воздействиях на ребенка и приводит к так называемому эмоциональному стрессу. А это в свою очередь вызывает изменение в работе других систем организма, в результате ребенок слабеет, снижается сопротивляемость его по отношению к микробной и вирусной флоре, он заболевает.

Для того чтобы перед ребенком трудности не превышали его возможностей, надо знать, как формируются у него способности к адаптации, в какой степени это является врожденным, а что приобретается.

Процесс адаптации начинается с момента рождения. У новорожденного переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует перестройки в деятельности основных систем организма: кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию в новых условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение целого ряда лет. Уже после рождения у ребенка, по мере того как он знакомится с окружающей его средой, формируется и возможность адаптации к различным социальным условиям. Этот процесс и обуславливает стереотипы поведения, привычные для условий семейной среды.

Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды.

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения.

Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов. Имеют значение:

Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитой ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для его развития и заботиться о здоровье.

Возраст ребенка. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети в возрасте от 10-11 месяцев жизни до 1,5 лет. В этом возрасте трудно уберечь ребенка от психического стресса, если лишить его присутствия близкого для него взрослого человека. В более старшем возрасте - после полутора лет - эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения в родах и заболевания периода новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.

Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточного количества часов дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личных качеств, которые соответствуют возрасту (например, ребенок 1,5 лет не имеет навыков самостоятельной еды, не умеет играть с игрушками, на третьем году не может играть с другими детьми и т.п.).

Уровень тренированности адаптационных возможностей. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей; формирование этого важного качества - не приходить в состояние стресса при любых необычных социальных ситуациях - должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его необходимо все равно ставить (опять-таки в соответствии с возрастными возможностями) в такие условия, когда ему надо менять свои формы поведения. Это в начале проявляется, казалось бы, в мелочах (нельзя кричать на улице, некрасиво в гостях капризничать, надо уметь играть с другими детьми, в чем-то поступаясь своими интересами, и т.п.). При этом формируется определенный уровень социализации, который позволяет ребенку более легко адаптироваться в любых новых условиях.

Какие мероприятия следует осуществить, чтобы не допустить тяжелой адаптации? Облегчить состояние адаптации возможно при комплексном подходе к этому вопросу: заранее готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение дома,  главная роль в этом принадлежит родителям. Надо создать такие условия, которые по возможности были бы приближены к условиям детского учреждения. Необходимо:

1.  с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, Ни в коем случае не перегревать, не кутать, широко использовать для закаливания организма такие природные факторы, как вода, свежий воздух. С грудного возраста проводить воздушные ванны, обтирания и обливания. Взять за правило в любую погоду (кроме сильных морозов и проливных дождей) по нескольку часов гулять с ребенком. Массаж и гимнастика на первом году жизни, позднее физкультурные упражнения, достаточная двигательная активность ребенка: ходьба с преодолением небольших препятствий, а затем бег, развитие таких движений, как лазанье, метание и других,- все это будет способствовать укреплению здоровья, предохранит от простудных заболеваний, снизит их вероятность в адаптационный период.

2.приучать к режиму дня, соответственно возрасту, так как в детском учреждении правильный возрастной режим является непременным условием оздоровительно-воспитательной работы. Значит, и дома ребенок должен спать днем в те часы, которые по режиму предусмотрены для дневного сна. Соответственно соблюдаются часы кормления и бодрствования. В дошкольном учреждении в определенные часы предусмотрена прогулка детей, и родители должны приучать ребенка гулять в то же время, в те же часы укладывать малыша на ночной сон

3. разумно одевать в соответствии с сезоном и температурой воздуха. В помещении температура воздуха должна быть не выше 22 градусов, если ребенок привыкает постоянно находится в квартире, где температура 23-24 градуса, в дошкольном учреждении ему будет холодно, и это может способствовать заболеванию.(Тонкова-Ямпольская Р., Черток Т.Я. Ради здоровья детей: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1985.- С. 79-85.)

4.Большое внимание следует также уделять формированию навыков самостоятельности при одевании и раздевании.

5.Надо позаботиться и о формировании навыков и привычек, в частности связанных с едой, научить ребенка есть самостоятельно (с полутора лет), пить из чашки, пользоваться салфеткой.

6.Рацион  должен быть разнообразным. Иного недоразумений возникает, когда дома ребенка кормят однообразной пищей, избирательно, предлагают только "любимые" блюда. Маленькие дети нередко бывают приучены только к манной каше, а овощные блюда, которые готовят в детском саду, отказываются есть или едят только измельченную пищу. Некоторые малыши не приучены есть обед из нескольких блюд. Советуем мамам ознакомиться с меню детского сада и готовить ребенку дома подобные блюда, тогда, придя в детский сад, он получит привычную пищу, что также облегчит ему привыкание.

7.Если малыш приучен засыпать при укачивании с соской, надо еще до поступления в детский сад отучить его от этого.

8.Младшие дети должны пользоваться горшком, а постарше - унитазом, при этом с учетом пола ребенка.

9.Формируя у ребенка познавательную активность, любознательность, игровые умения, родители помогут ему быстрее сориентироваться в группе при поступлении в детский сад, воспитателю же будет нетрудно заинтересовать ребенка игрушками, вовлечь в игру или занятие. А это отвлечет его от мыслей о родных, успокоит в момент расставания, поможет интересно и содержательно провести день.

10.Немаловажное значение имеет развитие речи. Ребенок, который понимает объяснения воспитателя, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт с воспитателями и детьми, чувствует себя лучше, легче адаптируется, чем ребенок, не владеющий речью. Но темп развития речи, особенно в первые два-три года жизни, различен, и, если ребенок слабо владеет речью, это не должно стать препятствием для поступления в детский сад. Занимаясь с малышом, развивайте у него умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, выполнять поручения, рассказывать об увиденном. Следует обратить внимание и на произношение: когда речь ребенка невнятна, он нервничает от того, что его не понимают.

11.Исследованиями последних лет доказана исключительно важная роль в подготовке ребенка к поступлению в детский сад (ясли) - развития у него потребности в общении совзрослыми и детьми, а также формирования навыков общения, необходимых для удовлетворения этой потребности.

12.Родители нередко сужают круг общения маленького ребенка, ограничивая его членами семьи. Неудивительно, что дети, воспитывающиеся в таких условиях, боятся посторонних людей. Очень важно уже с первого года жизни приучать ребенка спокойно относиться к новым людям, постепенно расширять круг общения, не ограничивая его только близкими родственниками. Постепенно следует расширять круг лиц, вступающих в контакт с ребенком, увеличивать продолжительность пребывания ребенка без близких. Пусть его покормят, уложат спать. И уж ни при каких обстоятельствах не следует запугивать малыша чужими дядями и тетями, которые будто бы могут забрать его за непослушание.

Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи. Наиболее продолжительно и трудно адаптируются именно вторые, поскольку должно пройти время, в течение которого малыш преодолеет боязнь воспитателя как нового для него, незнакомого человека.

Родители могут помочь ребенку приобрести  опыт общения  и необходимые навыки общения, взаимодействия с другими детьми.Во время прогулки во дворе, в парке можно побудить ребенка подойти к играющим детям или самим организовать игру детей, научить ребенка делиться или обмениваться игрушками, поочередно кататься на велосипеде, качаться на качелях, дать ребенку образцы выражений, с которыми он должен обращаться к детям: "Как тебя зовут?", "Давай играть вместе", "Хочешь покататься на моем велосипеде?" и т.п.

Полезно приглашать детей, с которыми ребенок играет во дворе, к себе в гости, а также взрослых с детьми. Все это поможет ребенку при поступлении в детский сад быстрее и легче вступить в контакты с воспитателями и детьми, освоиться в новой обстановке. (Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? // Дошкольное воспитание.- 1987.- № 4.- С. 39-40.)

Но вот наступило время вести малыша в дошкольное учреждение. Мать должна правильно планировать отпуск, чтобы помочь малышу привыкнуть к детскому учреждению. До первого посещения ребенком детского сада постараться встретиться с воспитателем, рассказать о привычках своего малыша, о его умениях, опыте общения, вкусах. В первые дни целесообразно приводить ребенка не навесь день, а на несколько часов, лучше - во вторую половину дня. Тогда ему не придется обедать и спать в детском саду. Кроме того, к этому времени часть детей заберут домой, и воспитатель сможет уделить ребенку больше внимания.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависит от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже.

В зависимости от опыта общения, имеющегося у ребенка к моменту поступления в дошкольное учреждение, намечается тактика поведения родителей и персонала. Если в группу приходит ребенок, не имеющий опыта общения со взрослыми, кроме членов семьи (чаще всего это касается детей второго-третьего года жизни), целесообразно одному из родителей попросить разрешения побыть некоторое время в группе. Важно при этом иметь в виду, что присутствие матери или отца нужно для того, чтобы помочь малышу установить контакт с воспитателем, вызвать у ребенка доверие и расположение к нему, помочь преодолеть боязнь, робость. Обратите внимание ребенка на то, что воспитатель добрый, любит детей, играет с ними, дает игрушки, кормит. Продемонстрируйте свое расположение к воспитателю, посоветуйте малышу (или подведите его сами) показать воспитателю собранную пирамидку или принесенную из дома игрушку, сообщить что-то или спросить о чем-нибудь. Помогите ребенку освоиться в новой обстановке, покажите игрушки, кровать, где он будет спать. Когда ребенок немного освоится и перестанет бояться воспитателя, попробуйте ненадолго выйти из группы и вернитесь. Постепенно можно все дольше оставлять ребенка в группе, пока это не перестанет его беспокоить и он не привыкнет обходиться без вашего присутствия. Находясь в группе, следует оказывать внимание и другим детям.

Для того чтобы у ребенка не образовалась привычка быть в детском саду с родными, как только наладится его контакт с воспитателем, родителям не следует оставаться в группе. Дома организовать для него щадящий режим, для этого должен быть резерв времени - не менее одного месяца до выхода на работу. Следует помнить, что в период адаптации ребенок становится капризным, раздражительным, требовательным в вниманию взрослого, у него может ухудшиться сон и аппетит. Надо набраться терпения для спокойного, ласкового и бережного обращения с ребенком.

 В домашних условиях следует компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребенка в дошкольном учреждении, вызванные трудностями периода адаптации. Для скорейшей нормализации состояния ребенка очень важна спокойная обстановка дома, поэтому по возможности не следует включать телевизор, радио и магнитофон на большую громкость; чаще находиться с ребенком на свежем воздухе, заниматься с ним спокойными играми, разглядыванием картинок и т.д. В период привыкания ребенка к условиям детского учреждения не следует ходить с ним в гости, в театр или кино, так как это создает дополнительную нагрузку на нервную систему малыша.

Утром, приводя ребенка в ясли (ясли-сад), необходимо информировать персонал группы об изменениях в его поведении и состоянии (улучшение, ухудшение), замеченных за время пребывания дома. Выполнение советов воспитателя  поможет ребенку быстрее справиться с трудностями периода адаптации.

Романовская Галина Михайловна,

http://festival.1september.ru/articles/621841/

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz