МДОУ детский сад №9г.Касли

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 14.05.2024, 12:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования

Интеграция как ведущая идея в реализации

содержания современного дошкольного образования.

«Правильно организованное обучение

«ведет» за собой развитие»

Л.С.Выгодский

       

   Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни.

  Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования, несмотря на то, что оно, несомненно, является одним из лучших в мире.

       Наше дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е. Времена меняются, а вместе с ними и программы, и требования к ним.

       В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено  на решение основных  задач.

сохранение здоровья ребенка;

развитие базовых качеств личности;

построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

       Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает».

   Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.

      Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является  инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе    объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

           

                   Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А. Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века.

Можно сказать, что в теоретическом плане интеграция как методическое явление в  дошкольных учреждениях  рассмотрена недостаточно. Зато в практике детских садов  мы можем наблюдать довольно положительное её применение в виде интегрированных занятий  и тематических недель.  

Так в чём же сущность понятия «интеграция»

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала , учебно-методическим обеспечением , новыми технологиями

             Задача воспитателя - наполнить деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации  его интересов и жизненной активности.

 Поэтому накопленный опыт организации занятий, необходимо использовать  при организации непосредственной образовательной деятельности, творчески переработанной  в логике требований ФГТ.

            И всё же какова цель интегрированных занятий:

- систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка,

- обеспечить освоение новых способов действий,  для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты,  

- создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).

                 

            Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

         -проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

         -разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Интеграция может проходить по следующим направлениям

   -  музыка + познание (математика),

 -  коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка,

 - коммуникация (речь)  + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература,

- познание (математика,  ознакомление с окружающим) + труд,

- познание (математика) + изобразительная деятельность,

-здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) + познание, художественная литература, музыка и другие.

-познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) +  художественное творчество + коммуникация (общение, речь),

Фотоматериал интегрированной образовательной деятельности в  нашем ДОУ.

            Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:

Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;

Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;

 

                Игра – основная форма познавательной деятельности дошкольников, активизирующая их мыслительные процессы и двигательные возможности, она создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей на деятельность.  

                Поэтому формы интегрированных занятий должны быть игровыми: игры-путешествия, ситуации общения, праздники, проекты, события и т.д.  

И в заключении хочется отметить,  что проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность про диктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого — выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения и создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

               Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.

Категория: Мои статьи | Добавил: НАТАЛЬЯ (18.12.2013)
Просмотров: 1385 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz