Театрализованная деятельность,
как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста
В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в
мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также
неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на
особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет
различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не
выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный
период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы -
педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой
проблеме.
Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы указывают на то, что психолого-педагогическая
работа в ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных
областей, а также на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной
формой работы с дошкольниками является игра.
Использование в работе с дошкольниками театрализованных игр открывает
широкие перспективы формирования выразительности детской речи. Театрализованные
игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и
игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные
условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а
так же для речевого самовыражения ребёнка.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной
и т. д.) ; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных
моментов; самостоятельную деятельность детей.
Для театрально-игровой деятельности в группе может быть оборудована
театральная гостиная, что позволило создать максимально комфортные условия для
творчества детей. В этой гостиной могут представлены различные виды театров
(марионетки, пальчиковые и т. д., есть костюмерная и гримерная (уголок ряженья,
декорации и музыкальная фонотека.
Работу по формированию выразительности речи посредством театрализованной
деятельности начинают с детьми 4-го года жизни. Во 2-й младшей группе начинают
формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать
характерные движения сказочных животных) ; в средней группе обучать элементам
художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме) ;
в старшей группе совершенствовать художественно - образные умения; в
подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в
передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от
непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней
группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна
пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на музыкальных
занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка
в детский сад.
На всех этапах работы можно использовать следующие методы формирования
выразительности речи:
1. Наглядные методы - рассматривание картин со знакомым детям содержанием,
игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных
изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание
сюжетных рассказов. Во всех этих процессах предполагается слово воспитателя,
которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.
2. Словесные методы связаны с художественным словом. Вначале воспитателю
необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему
беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных
средств выразительности. Например: после чтения стихотворения С. Маршака
«Котята» можно спросить: - «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения?
как вы догадались? » Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети,
тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.
3. Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике
применять полученные знания. Один из них: дидактическая игра (с наглядным
материалом и словесная). Она используется для решения всех задач развития речи.
Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью
игры-драматизации, настольной инсценировки. Для их проведения требуется
соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров, что
обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный
эффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей.
Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведения детей, но они
чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают
словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у
нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся
вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды,
проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно
держать себя за столом.
Также использую следующие приемы формирования выразительности речи: речевой
образец (произношу подчеркнуто четко, громко, неторопливо, повторение
(практикую индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение воспитателя
и ребенка или двух детей, а также хоровое) ; указания (разъясняю детям, как
надо действовать, как достичь требуемого результата) ; словесное упражнение
(многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и
совершенствования речевых умений и навыков). В развитии выразительности речи
дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении
некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно
озабоченная интонация при постановке трудного задания; использование шутки при
объяснении задания. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому
материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов? », «Кто лучше скажет?
», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
Для того, чтобы ребенок умел передать стихи или фразы с разной интонацией
применяют следующие упражнения: упражнения в произнесении скороговорок,
чистоговорок («са-са вот летит оса» дети произносят с разной силой голоса;
меняя интонацию - удивленно, вопросительно, напугано) ; упражнения в
звукоподражании (вой ветра, лай собачки, пение кукушки) ; упражнения для
артикуляции дикции (укрепление соответствующего комплекса мышц) .
Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и
выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность,
управляемость, формируется выразительность речи.
После того как у детей будут сформированы навыки и умения по использованию
основных средств интонационной выразительности, переходим к подготовке и показу
театрального представления как к итогу всей своей деятельности. Вся работа
проводится поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу
над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до постановки
произведения. Для формирования интонационной выразительности речи использую
специально подобранные этюды и упражнения. Сначала от детей требуется медленное
и четкое произношение слов, затем - четкое и выразительное. Для освоения
выразительной речи вводят упражнения, развивающие умение определять смысл
логических ударений в тексте и специальные творческие задания на развитие
образности речи (упражнения на подбор синонимов и антонимов, придумывание
сравнений и эпитетов к заданным словам, включаю упражнения на формирование у
детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов,
мимики.
На мой взгляд, в процессе формирования выразительности речи посредством
театрализованных игр, важнейшим условием является работа над образом, ролью, во
взаимодействии с другими детьми происходит развитие и творческое становление
личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются
выразительность речи и высшие произвольные психические функции.
|